Почему скрипят зубами во сне

Скрип зубами по ночам (иначе это заболевание называется бруксизм) свойственно примерно трем процентам населения планеты. На сегодняшний день точно неизвестно почему взрослый человек скрипит зубами, тем не менее современные ученые предлагают несколько версий для объяснения феномена.

Гипотезы можно разделить на два типа:

• Биологические. Эти гипотезы объясняют скрип зубов через естественные причины, свойственные организму как таковому, либо вмешательством других биологических факторов.
  • Социальные. Ученые, ищущие объяснения скрипа зубов в обществе говорят о том, что подлинная причина не биологическая, а социальная. Примерно также, как причина депрессии или других подобных заболеваний.

Разберем каждую группу теорий отдельно.

Виновата биология?

Одна из наиболее популярных «биологических» гипотез, объясняющих почему взрослый человек скрипит зубами во сне — глисты.

Дело в том, что при заражении этими паразитами нарушается всасываемость многих жизненно важных витаминов. В частности, витамина группы В, которые ответственны, среди прочего, за сохранность нервной системы. Недостаток этих витаминов, в свою очередь, ведет к нарушению спокойствия и, если днем разум контролирует эмоции, то ночью эмоциональность берет верх.

Таким образом, эта гипотеза утверждает, что если кто-то сильно скрипит зубами во сне, достаточно проверить организм на наличие глистов и, если они обнаружатся, избавиться от них.

К сожалению или к счастью, сегодня эта теория мало кем поддерживается, хотя, разумеется, полностью ее опровергнуть нельзя и, возможно, что глисты действительно один из факторов появления бруксизма. Не самый главный, но и не такой, которым можно пренебречь.

Другая интересная гипотеза связана с нашими далекими предками. Она утверждает, что в те времена, когда предки современных хомо еще ползали по деревьям, им жизненно необходимо было точить зубы, чтобы они были острые и могли раскусывать твердую пищу, а если надо, то и защитить от хищника.

Поскольку разума о тех предков еще не было, природа придумала точить зубы во сне. Это теория хорошо объясняет, например, почему ребенок 2 года скрипит зубами. Дело в том, что дети, еще не прошедшие социализацию, еще находящиеся под властью биологических программ поведения в гораздо большей степени подвержены влиянию разнообразных биологических рудиментов. Там, где у взрослых врожденные программы уже оказались заблокированы, у детей они открыты и вовсю работают.

На сегодняшний день эта теория не нашла ни подтверждения, ни отрицания. В частности, из-за того, что непонятно каким образом эту теорию можно проверить на практике, какой придумать эксперимент. Тем не менее, ученые не останавливаются на достигнутом и предлагают новые гипотезы, а также способ проверки существующих.

Но существуют не только биологические причины.

Социальная болезнь?

Возможно, что бруксизм — болезнь социальная. Дело в том, что психологи и невропатологи давно подметили, что часто скрипят зубами те, у кого не в порядке нервная система. Однако, психологи — народ особый и, в отличие от других врачей стали искать причину не в глистах, а в окружающей человека социальной действительности.

Некоторые пациенты признаются: я ночью скриплю зубами причина в повышенной нервозности. Но почему они нервничают? Виновата плохая всасываемость витаминов группы В или же повышенная невротизированность общества, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие гарантий?

Психологи утверждают, что очень вероятно, что второе предположение верное. Для подтверждения этой гипотезы они приводят статистику, в которой указывается о росте бруксизма в тех странах, в которых случился какой-нибудь кризис в сравнении с докризисным временем. В частности, в России именно по этой причине можно наблюдать относительно высокий уровень распространения бруксизма.

Слабое место этой гипотезы в том, что бруксизмом страдают далеко не только необеспеченные слои населения, но и вполне успешные и те, кому нет необходимости думать о завтрашнем дне. Он в нем итак уверен.

Еще одно социальное объяснение в том, что… о бруксизме говорят, информация о нем запоминается человеком и если он внушаемый, может случиться так, что пациент сам себе внушит, что именно он и должен скрипеть зубами во сне. Все симптомы идеально подходят и предпосылки имеются.

Конечно, эффект плацебо известен давно и человек способен не только сам себя вылечить, но и вызвать у самого себя заболевание. Тем не менее, представляется сомнительным, что все заболевшие испытывают неудобства именно по этой причине. Тем не менее, возможно, что какая-то часть тех людей, что скрипят зубами во сне действительно слишком внушаемы и потому страдают данным недугом.

И биология и социальное?

Наконец, некоторые исследователи говорят о том, что у бруксизма нет единственного возбудителя и правильнее говорить не о бруксизме как таковом, а о нескольких заболеваниях, которые не имеют между собой ничего общего, кроме одного единственного симптома и его следствий в виде стачивания эмали, например.

Если эти ученые правы, тогда приходится признать, что виноваты одновременно и глисты и наследованные нами гены ранних обезьян и неуверенность в завтрашнем дне и невротизированность общества и повышенная внушаемость конкретного человека.

Если это так, значит не существует и не может существовать единого метода лечения данного заболевания и к каждому человеку нужен свой собственный индивидуальный подход, чтобы определить причину. То ли это глисты виноваты, то ли плохая экономическая обстановка в регионе.

Разумеется, каждый человек себя знает и может некоторые гипотезы исключить сам (вряд ли, например, успешный бизнесмен будет переживать из-за неуверенности в завтрашнем дне), а вероятность других может в его конкретном случае стремиться к нулю. И если в итоге осталась только одна какая-нибудь гипотеза, можно даже попытаться устранить причину самостоятельно.

Если самостоятельно определить проблему не получилось или не удалось ее решить, выход есть. В клинике www.clinicvtv.ru профессиональные доктора определят источник бруксизма и ликвидируют его.

Барвина Ольга Филипповна

Великанова-Скачкова Светлана Борисовна

Должность: Врач-стоматолог (терапевт, ортопед)