Симптомы кисты зубов

Киста зуба – это небольшое капсульное образование, располагающееся в костной ткани челюсти, вызывающее острую боль при жевании и активной артикуляции. На первых порах стоматологическая аномалия не проявляет себя, из-за чего может оставаться незамеченной вплоть до критической стадии, на которой возникает постоянное воспаление и отек лица.

Своевременные проверки у специалиста позволяют выявить кисту как можно раньше и своевременно начать лечение, не дожидаясь разрушения зуба. Снизить риск пропуска заболевания помогают также профилактические осмотры через две-три недели после пломбировки корня. Доведение патологии до крайности нередко приводит к необходимости удаления части корня. Чтобы избежать этого, следует обратиться к стоматологу сразу же после того, как проявятся первые симптомы кисты зуба – дискомфорт при пережевывании и свищи на десне.

Киста зубов - симптомы

Большая часть признаков заболевания приходится на последнюю стадию, хотя неприятные ощущения при смыкании челюсти пациенты отмечают уже в первый месяц развития кисты. Выделить пострадавший зуб при этом сложно: кажется, что болит скорее область, чем конкретное место. Установить точную причину дискомфорта можно только при помощи рентгенограммы.

К основным симптомам кисты относят:

• Появление на корне новообразования, похожего на закрытую капсулу. Со временем капсула увеличивается в размерах, поражая все большую область корневых тканей.
  • Деформация десен и челюсти в области поражения. Мягкие ткани десен опухают, создавая отечность. Кость десны может начать слегка выдаваться вперед, что особенно заметно в сравнении с соседними зубами.
  • Периоды обострения с усиливающимися болевыми ощущениями. Пораженная зона периодически «успокаивается», но от малейшего стресса – например, переохлаждения или приема лекарств, угнетающих иммунитет – боль возвращается в удвоенном объеме.

Хотя обострение при кисте нежелательно, в большинстве случаев именно оно позволяет заметить заболевание. Если обостряется киста на корне зуба, проявляются следующие симптомы:

• Отечность на стороне пораженного корня. Лицо заметно меняет форму, появляется ярко выраженный перекос, нередко принимаемый за флюс.
  • Высокая температура. Киста провоцирует повышение температуры тела, из-за чего ее иногда путают с ОРВИ или другим «общим» заболеванием.
  • Увеличение лимфатических узлов. Прощупать узлы можно самостоятельно: они расположены на шее, под челюстью. Из-за обострения лимфоузлы становятся крупными, при ощупывании возможны болезненны ощущения.
  • Слабость, плохое самочувствие. Силы организма направлены на бесплодную борьбу с кистой, из-за чего пациент чувствует себя больным.
  • Резкие приступы острой зубной боли. Провоцируются преимущественно жеванием, могут слегка облегчаться ополаскиванием рта водой комнатной температуры.
Самостоятельно вылечить кисту невозможно. При наличии такой деформации обращение к стоматологу – это вопрос времени. Чем раньше Вы запросите профессиональную помощь, тем более благоприятным будет прогноз на лечение.

Методы лечения кисты

В зависимости от того, какие симптомы кисты зуба наблюдаются, подбирается способ лечения. Современная стоматология позволяет избавиться от новообразования без необходимости умерщвлять или удалять зуб – при условии, что зубной корень сохранился в достаточно крепком состоянии, а его основные части не были затронуты заболеванием.

Наибольшей популярностью пользуются следующие методы:

• Цистэктомия. Если симптомы кисты под зубом приносят слишком сильные мучения, проводится оперативное удаление кисты. Вместе с капсулой удаляется верхняя корневая часть. Процедура практически не сказывается на устойчивости зуба, но провести ее сможет не каждый зубной хирург, поскольку процесс требует высоких профессиональных навыков.
  • Депофорез. Подходит для устранения новообразования на ранней стадии. Устье зубного канала вскрывается и очищается от бактерий при помощи слабого разряда тока, передающего в канал гидроокись меди-кальция. Нескольких сеансов достаточно для полного устранения симптомов кисты верхнего зуба, затем открытый канал запечатывается пломбой.
  • Консервативное лечение. Канал вскрывается и дезинфицируется, после чего в открытую полость направляются активные препараты, разрушающие кисту и препятствующие возникновению бактериальной жизни. Затем пустое пространство заполняется пастой, способствующей восстановлению пораженного участка кости, сверху устанавливается пломба и – при необходимости – коронка. Состояние корня контролируется в течение полугода: примерно в четверти случаев происходят рецидивы, требующие дополнительного лечения.
  • Гемисекция. Профессионалы утверждают, что страшны не столько симптомы кисты зуба, сколько последствия, среди которых – полное уничтожение корневой части. В этом случае наиболее эффективным будет хирургическое удаление новообразования, корня и одной из сторон верхней части зуба. Образовавшийся недостаток компенсируется композитными материалами или коронкой.

Лечение без удаления корня возможно на большинстве этапов заболевания, в том числе и в период обострения. Необходимость удалять зуб возникает только в случае крайней запущенности кисты, поэтому к сложной процедуре гемисекции прибегают нечасто.

Что делать при подозрении на кисту?

Если Вы подозреваете у себя кисту, не дожидайтесь острой боли – обратитесь к специалисту как можно быстрее! Стоматологическая клиника ВТВ принимает пациентов ежедневно. Опытный врач произведет осмотр, выполнит рентген больной области и на основании полученных данных расскажет, насколько опасна киста зуба в Вашем случае. Если же кисты на снимках не окажется, стоматолог определит истинную причину болезненных симптомов.

Наш стоматологический центр оказывает профессиональную медицинскую помощь пациентам, страдающих от зубных болей, с 2005 года. Обращаясь к нам, вы получаете качественный сервис по доступным ценам. Специалисты центра ВТВ обладают достаточной квалификацией для выполнения инновационных стоматологических процедур, что особенно важно при оперативном лечении зубной кисты.

Симонова Юлия Павловна

Должность: Главный врач, врач - стоматолог (хирург, имплантолог)

Барвина Ольга Филипповна